Пятница, 27.12.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт школы №145 г. Нижнего Новгорода

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Воспитание
Мы в ВКонтакте

страницы психолога


Страницы психолога

Готовимся к экзаменам. Сдаем экзамены.


Время летит быстро. Только что было 1 сентября и вот уже государственная (итоговая) аттестация. Сдача экзаменов - такая ситуация, которая, хочешь ты того или нет, неоднократно возникает. Между тем у многих учеников ситуация экзамена вызывает такие яркие отрицательные эмоции, что в результате на связанную с экзаменом тревогу тратится куда больше сил, чем собственно, на то, чтобы подготовиться и сдать его. Весьма показательны результаты одного исследования, в котором подростков попросили указать, какие из возможных жизненных событий, с их точки зрения, самые неприятные. И у мальчишек, и у девчонок на первом месте среди них оказались экзамены, оставившие позади такие события, как тяжёлые болезни, или потеря близкого человека. Представляете, как "накручивают" себя некоторые подростки перед экзаменами. И в результате они показывают на экзаменах намного худшие результаты, чем могли бы, ведь большую часть сил "съедают" переживания. Как же подготовиться к экзаменам максимально эффективно, не тратя попусту энергию? И как действовать на самом экзамене, чтобы показать свои лучшие стороны и добиться хорошего результата?

ВОТ НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ.

Не нужно экономить время на сне! Если ты, готовясь к экзамену, спишь меньше, чем требуется твоему организму, ничего ты на этом не выигрываешь, а только проигрываешь. Экономия времени на сне ведёт к тому, что снижается продуктивность твоей интеллектуальной деятельности в другое время суток. И компенсировать затраты героическими усилиями не удастся. Конечно, как говорят студенты, "для подготовки к экзамену всегда не хватает последней ночи". Если и у вас все обстоит так же и решено пожертвовать последней перед экзаменом ночью на подготовку к нему, то прислушайтесь к совету: перед экзаменом поспите хотя бы три часа - ваш организм немножко отдохнёт, и на время экзамена вам "заряда бодрости" хватит. Если же проведёте ночь совсем - значит, будете "клевать носом" и на самом экзамене, что вряд ли принесёт пользу. Хотя ещё лучше заранее спланировать время подготовки таким образом, чтобы в последнюю ночь учить ничего не пришлось, и выспаться как следует.

Учить лучше не за один раз, а последовательно возвращаясь к каждому разделу 2 - 3 раза (ознакомление - детальное изучение - повторение). Это более эффективный способ освоения информации. Сначала нужно, взяв перечень вопросов, конспекты и учебник по предмету, внимательно просмотреть то и другое, чтобы составить целостное представление, выделите смысловые разделы, определите, что вы более или менее знаете, а что нуждается в углублённом изучении. Потом начинайте тщательно изучать материал, осваивая его раздел за разделом. Когда он более или менее освоен, ещё раз тщательно просмотрите всё содержание курса, обращая особое внимание на два момента: 1. какие вопросы оказались сложными, что ещё не вполне ясно; 2. как различные разделы и вопросы связаны между собой, какие знания можно применить к ответам на самые разные вопросы в рамках курса. Если предстоит письменный экзамен, то важно не просто изучить материал, но и практиковаться в решении заданий, подобных тем, что будут представлены на нём (например, не просто "физику выучить", но и потренироваться в решении соответствующих задач).

Учить материал эффективнее не "по билетам", а по смысловым разделам. Почему - то очень часто к экзаменам готовятся так: берут список экзаменационных вопросов, находят в учебнике или ещё где - нибудь ответы на каждый из них, делят общее количество вопросов на количество дней, оставшихся до экзамена, и каждый день пытаются заучить ответы на соответствующее количество вопросов. Этот способ простой, но далеко не самый эффективный! Лучших результатов достигает тот, кто относится к обучению более осмысленно и готов потратить интеллектуальные усилия на то, чтобы выделить ключевые вопросы, смысловые блоки курса, которые и надлежит изучать.

Делайте мини - конспекты, смысловые схемы ответов. В этом смысле полезно делать шпаргалки: представляете, как хорошо надо осмысливать и систематизировать материал, чтобы конспект ответа на 2 - 3 вопроса уместился на кусочке бумаги размером со спичечный коробок! Но это, естественно, происходит только в том случае, если шпаргалка изготовлена самостоятельно. Если пользуетесь чужой или берёте напечатанную где - нибудь (сейчас появилось много таких маленьких книжечек) - проку в этом мало. Кроме того, запасшийся шпаргалкой обычно чувствует себя на экзамене более уверенным в себе. Следует, впрочем, признать, что иметь шпаргалку и пытаться с неё списать на экзамене - это не одно и то же, И второй путь советовать вам я никак не могу, особенно на устных экзаменах. Не надо считать экзаменатора глупым и невнимательным. Это профессионал высокого уровня, который легко видит, когда списывают, и прекрасно чувствует это по ответам. Быть может, он и не покажет внешне, что заметил, но уж спросит списавшего более пристрастно.

Оставляйте время на короткий отдых. Вы усвоите больше информации и запомните её качественнее, если потратите на её изучение два часа, сделав десятиминутный перерыв в середине этого периода, чем если проявите выдержку и просидите над учебником три часа подряд, не вставая. Результат работы не всегда в точности равен затраченному времени и усилиям!

Если есть возможность, объединитесь со своими одноклассниками в группу из 3 - 4 человек и готовьтесь к экзамену совместно. Разделите между собой вопросы, которые каждый будет подробно готовить. А потом, когда вы встретитесь, пусть каждый научит других, расскажет им те вопросы, которые он подготовил. Это эффективнее и интереснее, чем подготовка в одиночестве.

Настраивайте себя на успех. Бывает, люди прямо - таки "программируют" себя на неудачу, заранее во всех деталях представляя картину провала на экзамене. В результате усиливается тревога и исчезает желание готовиться к экзамену - ведь человек исподволь считает это бесполезным, он уже давным - давно - в своих мыслях - "провалился". Если же вы детально представляете себе ситуацию, когда экзамен проходит успешно (уверенно подходите к столу, берёте хорошо знакомый билет, спокойно готовитесь, внятно отвечаете и удостаиваетесь похвалы), уверенность в себе повышается и готовитесь вы к такому экзамену с куда большим воодушевлением.

К экзамену и подготовке к нему нужно относиться как к важной части обучения, а не как к некоему препятствию, которое требуется преодолеть. Вот несколько рекомендаций о том, как вести себя на устном экзамене.

Отвечайте по существу вопроса, а не подменяйте его ответом на другой вопрос. Экзаменатор - это, как правило, профессионал высокого уровня. Стало быть, он сразу заметит, что речь идёт не о том, о чём спрашивалось. Дальше ход его мыслей может принять два направления. Первое: отвечающий настолько плохо знает курс, что даже не может понять, о чём именно у него спрашивают. Второе: отвечающий не знает ответ на доставшийся ему вопрос и пытается обмануть экзаменатора, задурить ему голову. И то и другое, как вы прекрасно понимаете, явно не в пользу отвечающего.

Структурируйте информацию и мысленно прорепетируйте ответ. Получив вопросы, сначала составьте письменный план ответа, отметив ключевые моменты и их взаимосвязь, потом "наполните" этот план конкретными фактами. Если вспомнить удаётся не всю нужную информацию, можно использовать такой приём: разделить черновик на два столбца, озаглавив первый "Знаю", второй - "Не знаю". После этого в левый столбик кратко записывайте любые имеющие отношения к вопросу сведения, которые удалось вспомнить, а в правый - то, что надо бы осветить при ответе на этот вопрос, однако вспомнить пока не удалось (когда вспомните - перенесёте в левый). С этим листком надо поработать 10 - 15 минут, а потом переписать информацию на чистовик, выстраивая её в логической последовательности и мысленно прорепетировав свой ответ.

Не молчите! Лучше несколько раз повторить одну и ту же мысль разными словами, чем играть в "пленного партизана". Слишком длинные паузы или тем более полное молчание вместо ответа обычно воспринимаются экзаменатором как надёжное свидетельство отсутствия знаний.

Обращайте наибольшее внимание на то, что скажете в начале своего ответа, начинайте с изложения тех фактов, которые знаете хорошо и в которых полностью уверены. Этим вы сразу произведёте на экзаменатора благоприятное впечатление. А ещё заранее продумайте заключительные фразы своего ответа. Хорошо, если в них удастся кратко подытожить то, что вами уже было сказано.

• Помните, что лучше сказать не всё, но чётко и логично, чем всё, но бессистемно.

РЕКОМЕНДУЕМ

РЕКОМЕНДУЕМ

РЕКОМЕНДУЕМ


Copyright MyCorp © 2024



//schooln145.ucoz.ru/dokumenty2/gpin_banner_na_sajt_2_page-0001-2.jpg